14+
        НАРОДНЫЙ АРХИВ

Мини профиль
Гость
Логин:
Пароль:

Среда, 28.06.2017



Уголок общения

Перейти в глобальный чат


Статистика сайта

Всего пользователей: 908



Приветствуем нового участника:
krasotka



Сегодня сайт посетили
krasotka



Погода в Лесном

***
Праздники России


Наш опрос


Оцените наш сайт
Всего ответов: 282


На правах рекламы    



Активные пользователи форума


dzoz
(386)


1174
(153)


Геолог
(145)


САН
(134)




[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Страница 4 из 9«12345689»
Модератор форума: АЛЕКС 
Форум » Вятлаг » Общий форум » Карта Вятлага
Карта Вятлага
vitaliy-zasuhinДата: Суббота, 22.11.2014, 13:17 | Сообщение # 31
2 ранг
Группа: VIP пользователи
Сообщений: 37
Награды: 0
Статус: Offline
Здравствуйте. По поводу сельского хозяйства Вятлага: в систему входило несколько сельхозов, не знаю, почему их так называли, это сельхоз в Фаленках, далее сельхоз около Рудника, сельхоз в Лесном и колхоз в Сысоле. Сысола почему-то на карте обозначена как Октябрьская, хоть она таковой никогда не была. Рядом с станцией Перевалка были три деревни:Сысола, по названию реки, Тупысево и Куницыно. Ранее это хозяйство называлось "Колхоз им. Калинина". До какого времени - не знаю. На карте конца 19-го века недалеко от этих мест указана "Верхнесысольская Сретень", это примерно в районе бывшего пос. Первомайка, 15 ОЛП. Скорее всего это была трактовая  станция тракта Кай - Кажим.

Добавлено (22.11.2014, 13:17)
---------------------------------------------
Это самое старое поселение на территории Вятлага. Позже, в 80-е, колхозы, которые находились в месте расположения Гидаево, Минеево, Лезиб, Картасик тоже были переданы п.я - 231 и реформированы в сельхозы и стали подразделениями в составе "ящика".

 
ru-dankoДата: Суббота, 22.11.2014, 13:23 | Сообщение # 32
3 ранг
Группа: VIP пользователи
Сообщений: 52
Награды: 1
Статус: Offline
vitaliy-zasuhin, я отметил на карте 15-й лагпункт по месту, которое на карте 1966 г. обозначено Бараки №15. Это в 3 км к Югу от деревни Первомайская (Монастырёк, Сретенская Пустынь).



Деревня Монастырёк (Сретенская Пустынь) ведет свою историю с XVII века, или даже ещё раньше. Есть даже версия, что это старейшая православная обитель на Вятской земле. Здесь был монастырь, с 1766 года - село, затем его присоединили к Гидаевскому приходу, но здесь была приписная Алексеевская церковь (см. Вятская епархия, 1912).

vitaliy-zasuhin, вы говорите о "пос. Первомайка, 15 ОЛП". Может быть, в этой деревне было подразделение 15-го лагпункта? Что ещё вам известно о 15-м лагпункте и Первомайской?


Краеведческий портал "Родная Вятка"

Сообщение отредактировал ru-danko - Суббота, 22.11.2014, 13:40
 
vitaliy-zasuhinДата: Суббота, 22.11.2014, 14:56 | Сообщение # 33
2 ранг
Группа: VIP пользователи
Сообщений: 37
Награды: 0
Статус: Offline
В 50-е годы, скорее всего ввиду нехватки продуктов, при лагпунктах, может на добровольных началах, но вероятнее всего директивно организовывались небольшие подсобные хозяйства. На 13-м, Раздельная, и 16-м были довольно приличные огороды (по размерам). Выращивали картофель. На родном поселке это место называлось "взводный огород", находилось примерно в 500 м от поселка в лесу на расчищеной поляне и было одним из излюбленных мест для игр и сбора грибов и земляники. Это, конечно, было намного позже.

Добавлено (22.11.2014, 14:09)
---------------------------------------------
У вас такие интересные карты. Утверждать не буду, но 15-й и был расположен в Первомайке. На 15 ОЛПе было очень много немцев-переселенцев, и еще отец рассказывал о мельнице, водяной, построенной ими на речке. А это только в Первомайке. Там, где есть отметка "бараки №15", опять же, вероятно, были погрузочные эстакады. В наших местах разрабатывали лес следующим образом: в определенное место протягивали ветку, точнее ус или подусок широкой колеи, все ветки были с номерами, по моим наблюдениям места погрузки леса на платформы и вагоны выбирали по рельефу немного пониже основного для удобства подвоза на лошадях по лежневкам. Погрузка производилась накатом бревен вручную  по наклонным эстакадам, обычно 3-4 бревна наклонно до уровня вагона или платформы. Вот таких эстакад по лесам было множество. Вот это место и указано как "бараки №15". Тем более что у меня есть небольшое сомнение: точно в это же место шла ветка широкой колеи с 65 км ГКЖД. Но и от Перевалки вправо уходило заброшенное полотно.

Добавлено (22.11.2014, 14:56)
---------------------------------------------
Про 16-й: почему-то на картах это место обозначено везде как Высоково. Ранее никогда этого названия в разговорах я не встречал. Для всех это был 16-й или "больничный". На Вятлаге есть много моих заметок по этому ОЛПу. На поселке в 40-50-е годы была небольшая пилорама, и оттуда шел пиломатериал для внутреннего потребления. И еще на 16-м делали кровельную дранку. Это что-то типа черепицы, только из дерева. До начала 60-х годов все дома в наших местах крылись дранкой, шифер был редкостью. Вот на 16-м и делали такую продукцию на отправку. А для внутреннего использования в каждой зоне был один-два таких несложных приспособления, при помощи которых  и обеспечивали свои потребности в этом материале. Да, такую дранку делали где-то на северных лагпунктах еще в 60-х годах. Между 172-м постом и 19-м стоит зеленый маркер, "развалины". Это тоже погрузочные эстакады от 12-го ОЛПа.

 
ru-dankoДата: Суббота, 22.11.2014, 16:45 | Сообщение # 34
3 ранг
Группа: VIP пользователи
Сообщений: 52
Награды: 1
Статус: Offline
vitaliy-zasuhin, спасибо, что подключились к обсуждению.

15-й ОЛП
На спутниковых снимках Bing на месте "Бараков №15" видны внушительные следы, характерные для лагпункта (квадратная огражденная зона и ряды бараков).


Допускаю, что вы правы и в этом месте находилось подразделение 15-го ОЛП, а сам он находился в д. Первомайская. Но вообще насколько это характерно - создавать лагпункт в деревне, да к тому же на тракте? По-моему, лагпункты строили наоборот в лесу на пустом месте...

По поводу деревни Первомайская. В списке населенных пунктов 1950 г. - д. Первомайка, Верх-Сысольский сельский совет.
(название соответствует тому, что вы говорите).
На спутниковых снимках примерно от 68 км ГКЖД видна достаточно прямая дорога по левому берегу р. Ближн. Чуковая, заканчивается аккурат напротив Первомайской. Судя по характеру дороги (прямые участки, аккуратные радиусы поворотов) - это была ветка железной дороги. Посмотрите, что вы об этом думаете?
(см. северную красную линию. голубые линии - автогужевые дороги)


Цитата
точно в это же место шла ветка широкой колеи с 65 км ГКЖД

Судя по спутниковым снимкам, не было там ветки с 65 км.
Зато видна прямая просека с запада до Бараков №15. Судя по топо-карте, она проходит аккурат по квартальной грани. Показал фиолетовым цветом. Может быть, это был ус от ветки 68 км-Первомайская?

16-й ОЛП
По данным книги Белых "Экономика Вятлага..." (стр. 120), в 1954 году Гидаевское отделение Вятского ИТЛ включало:
- Лагпункт №22 - строгий режим
- Лагпункт №23 - общий режим
- Лагпункт №24 - общий режим
- Лагпункт №16 - общий режим
- Лагпункт №16 больничный - общий режим

12-й ОЛП
Не могу найти на спутниковых снимках место, похожее на остатки лагпункта. Оцените, насколько точно я определил место.
По поводу погрузочных эстакад - возможно... Это предположение, или вы точно знаете?


Краеведческий портал "Родная Вятка"

Сообщение отредактировал ru-danko - Суббота, 22.11.2014, 18:05
 
vitaliy-zasuhinДата: Суббота, 22.11.2014, 19:15 | Сообщение # 35
2 ранг
Группа: VIP пользователи
Сообщений: 37
Награды: 0
Статус: Offline
Малиновый цвет - это бесспорно квартальная просека.  Там, где она  заканчивается севернее ст.Октябрьская видны еще просеки и точно в этом же месте находилась триангуляционная ( мудреное название) геодезическая вышка. Эта точка - господствующая высота. Вышки обычно располагали на пересечениях таких просек. По крайней мере так было и на Име, и на Раздельной. А может просеки прорубались от господствующих высот, трудно сказать. Самое интересное, что лесные кварталы нарезались не квадратами, что было бы логично, а лесные кварталы иногда просто ограничивались трассой лежневки, дорогой, ж.д. усом. Может поэтому и называли место западнее ст.Раздельная  136-м кварталом. А ограничен этот квартал был с востока ГКЖД от 58 км и до 61-го, с юго-запада просекой от 58 км и до пересечения с р.Сысола это просеки, с северо - востока просекой от 61-го км и, опять же до пересечения с р. Сысола, с запада руслом реки Сысола. Вот такой и получался квартал размером  5 на 3 км.
 
ru-dankoДата: Воскресенье, 23.11.2014, 20:27 | Сообщение # 36
3 ранг
Группа: VIP пользователи
Сообщений: 52
Награды: 1
Статус: Offline
Сделал описание для посёлка Чернореченский.

Добавлено (23.11.2014, 20:27)
---------------------------------------------
По поводу 12-го лагпункта.

Обнаружил "12-й посёлок" на картах
- Кировской области 1956 года http://www.etomesto.ru/view.ph.....974954
- Кировской области 1953 года: http://rodnaya-vyatka.ru/oldmaps/kirovskaya-oblast-1953

Отмечен на месте станции Има.


Краеведческий портал "Родная Вятка"

Сообщение отредактировал ru-danko - Воскресенье, 23.11.2014, 00:34
 
АЛЕКСДата: Воскресенье, 23.11.2014, 21:31 | Сообщение # 37
9 ранг
Группа: Администраторы
Сообщений: 449
Награды: 9
Статус: Offline
Очень интересно. Спасибо !
 
ru-dankoДата: Воскресенье, 23.11.2014, 22:59 | Сообщение # 38
3 ранг
Группа: VIP пользователи
Сообщений: 52
Награды: 1
Статус: Offline
И что не менее интересно - отмечен 3-й посёлок! На карте 1956 года: http://rodnaya-vyatka.ru/oldmaps/kirovskaya-oblast-1953
На месте к северу от пос. Созимского, которого на карте нет.
Широта: 59.7552 Долгота: 52.2289

Ровно в том месте, где на карте, выложенной у вас на сайте FIKSAG, отмечен пос. Созим, а на более поздних картах - урочище Созим.


А уже на карте 1956 года вместо 3-го посёлка показан Созимский.


Краеведческий портал "Родная Вятка"

Сообщение отредактировал ru-danko - Воскресенье, 23.11.2014, 23:01
 
SaaДата: Понедельник, 24.11.2014, 00:02 | Сообщение # 39
8 ранг
Группа: Модераторы
Сообщений: 110
Награды: 3
Статус: Offline

Цитата
Нарисовав схему, вы соберете "все мысли в кучу" и не упустите ничего важного
да это то ясно,только прошло уже 22 года как закрылся поселок.


Saa
 
vitaliy-zasuhinДата: Понедельник, 24.11.2014, 14:07 | Сообщение # 40
2 ранг
Группа: VIP пользователи
Сообщений: 37
Награды: 0
Статус: Offline
Честно говоря я стал уже сомневаться  о месте, где располагался 12 ОЛП. Хоть и разница всего в 4 км, но всегда у нас Има - это был 17-й, а севернее по ж.д. от Имы  и до Сосновки по левую сторону находился 12-й    .Это даже не подвергалось никакому сомнению. Тем более, что немного позже, год не знаю, от "кирпичного" и до 12-го была протянута ветка широкой колеи, примерно 3,5 км длиной по которой и производилась выводка груженых вагонов. В конце 60-х там еще оставались остатки строений, столбы, то ли от вышек, то ли еще от чего-то. встречались кучи вроде как битого кирпича, и самое главное буквально через речку Има на расстоянии метров 500, а там она более ручей, чем речка, было кладбище на котором тогда угадывались могильные холмики. И еще, там в военное и послевоенное время  находилось много немцев-переселенцев и кладбище это называли немецким. Место этого 12-го в конце ж.д. ветки, отходящей от "кирпичного", чуть выше слияния ручья и реки Има. Ветка эта называлась "15-я ветка" ...

Добавлено (24.11.2014, 14:07)
---------------------------------------------
А вот там, где был 14-й, в 70-е годы оставалось совершенно без зарослей поле приличных размеров, могу ошибиться, метров 500 на 500, опять же местами со следами строений. В то время заключенные с 19-го там ежегодно заготавливали сено для лошадей и они обкашивали места, где находились какие-то дома или бараки. Поэтому и было хорошо все видно, хоть и прошло больше 20 лет ...

 
Форум » Вятлаг » Общий форум » Карта Вятлага
Страница 4 из 9«12345689»
Поиск:

   Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru      Яндекс.Метрика
Наверх