Вятлаг в истории ГУЛАГа. - 15 Ноября 2010 - Все о Вятлаге - Вятлаг

14+
        НАРОДНЫЙ АРХИВ

Мини профиль
Гость
Логин:
Пароль:

Понедельник, 11.12.2017




Наши именинники


kola62(55)



Уголок общения

Перейти в глобальный чат


Статистика сайта

Всего пользователей: 924



Приветствуем нового участника:
Mashatwids
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Сегодня сайт посетили


Друзья сайта


Погода в Лесном

***
Праздники России


Наш опрос


Лучшие разделы сайта
Всего ответов: 227






Приветствую Вас, Гость · RSS 11.12.2017, 05:22

Главная » 2010 » Ноябрь » 15 » Вятлаг в истории ГУЛАГа.


История строительства Вятлага.


....................................................................................................


 Начала и концы там жизнь
   от взора прячет. 
 Покойник там незрим, как тот,
  кто только зачат.
            Иосиф Бродский 

Глава I. Начало (1938 - 1941 годы)

  В этой главе мы коснемся лишь немногих характерных черт и особен- ностей, присущих каждому из выделенных нами этапов истории Вятлага. Нам важно иметь общее представление о лагере. Детальный анализ лагер- ной экономики и жизни содержат другие главы. Наглядно иллюстрируют жизнь Вятского ИТЛ и его подразделений того времени приложенные к под- разделам документы.
  Вятлаг развертывался в 1937-38 годах в непроходимой тайге на се- веро-востоке Кировской области (Вятского края) как один из семи лесо- заготовительных лагерей страны. В "контингенте" недостатка не было. В начале 1930-х годов закончилась прокладка ширококолейной железной до- роги на дистанции "Яр-Фосфоритная". Затем лагерь развивал свою паучью сеть самостоятельно, протягивая щупальца дорог, продвигая, подобно канцерогенному образованию, свои метастазы (вахтовые участки, подко- мандировки, лагпункты и отделения) все дальше на север. Довоенный пе- риод - это время становления Вятлага.
  Осенью 1937 года власти поселка Рудничного в Кайском (ныне - Верхнекамском) районе получили приказ выделить помещения для временно- го обустройства управления крупным исправительно-трудовым лагерем - Вятлагом, а также для расквартирования семей его работников. Первые лагпункты ставились возле вновь построенной железной дороги зимой 1937/38 годов, причем некоторые - в палаточном варианте. Лагерни- ки-первопроходцы, которым, по скупому зековскому счастью, повезло пе- режить эту зиму, рассказывали, что в морозные ночи (а для этих север- ных краев холода и за минус-40 не редкость) волосы примерзали к стен- кам палаток.
  После завершения периода организационного развертывания структуры лагеря приказом по Наркомату внутренних дел от 5 февраля 1938 года N 020 создается Управление Вятского ИТЛ - и эта дата может считаться хронологическим пунктом отсчета истории Вятлага. Первым начальником Управления Вятского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР (таково официальное наименование) назначается капитан госбезопасности Г.С.Не- помнящий. Судя по всему, на первом - организационном - этапе существо- вания Вятлага немало было неразберихи, бестолковой жестокости и безу- держной анархии. И первому начальнику Вятлага далеко не всегда удава- лось справиться с обстановкой: производственные планы 1938 и 1939 го- дов сорваны, ситуацию усугубили страшные (по оценке самих лагерников - катастрофические) лесные пожары летом и особенно - в сентябре 1938 го- да. Не замедлили последовать оргмеры: "новой метлой" (то бишь Л.П.Бе- рией, только что назначенным на пост наркома внутренних дел СССР) Г.С.Непомнящий был снят с должности "за непринятие мер по тушению лес- ных пожаров". Но "свято место пусто не бывает": очередным начальником Управления Вятлага утверждается матерый чекист-сибиряк Иван Иванович Долгих (подробный рассказ о нем - в пятой главе), при коем во всю ширь развернулось "особое строительство стратегического объекта N 4 НКВД СССР" (ныне - Кайский целлюлозный завод в поселке Созимском Верхне- камского района) и возведение так называемого "Соцгородка" (в настоя- щем - поселок Лесной).
  От станции Фосфоритной в дремучую глубь кайских и коми-пермяцких лесов потянулась Гайно-Кайская железная дорога (ГКЖД) - ныне подъезд- ной путь Учреждения К-231. Станции Верхнекамская (с разъездом Южный), Нырмыч, Заводская и Лесная появились на карте Вятлага за каких-нибудь полтора-два года. А вот место расположения его "столицы", определенное гулаговскими проектировщиками, очевидно, по карте, "на глазок", выбра- но (применительно к общепринятым градостроительным, да и просто - хо- зяйским, мужицким меркам) так, что хуже не придумаешь - прямо посреди огромных непроходимых болот: глухое бездорожье, плотные зудящие тучи комарья и мошкары, постоянная сырость и повышенная влажность - все эти и другие таежные "прелести" изводили обитателей поселка и окружающих его зон. Но здесь присутствовала и своя - чекистская - логика: такая "болотная изоляция" служила надежным противопобеговым препятствием для самых отчаянных зеков (подкопа не пророешь и далеко "по мхам" не уй- дешь), и это обстоятельство вполне компенсировало (по лагерным крите- риям, разумеется) все бытовые неудобицы, обусловленные недостатками геоположения "Соцгородка". Удручало местных жителей и "контингент" также отсутствие в округе нормальной питьевой воды (эта проблема "ко- чует" из десятилетия в десятилетие и не снята до сих пор - не сцецма- шинами же ее возить, как это практиковалось кое-кем из вятлаговской верхушки в разные периоды истории лагеря). Впрочем, "на заре" Вятлага о подобных "мелочах" просто не задумывались, оставляли "за скобками", не обращали на них внимания. Главное и в "пожарном порядке" ( ско- рей-скорей!) - "план", "кубометр", "лес - стране", а все остальное (в том числе - люди и их нужды) - потом, перетерпит, переждет ... Ходили приглушенные разговоры, что Вятлаг развертывается на водоразделе двух речных систем (Вятско-Камской и Северо-Двинской) и это, мол, неспрос- та: собираются рыть грандиозный канал и соединять реки, текущие на юг, с реками, впадающими в Белое море ... Почва для таких слухов была, но достоверно известно другое: одной из целей организации Вятлага и ГКЖД первоначально ставилось обеспечение древесиной действительно проекти- ровавшегося строительства крупного гидроэнергетического узла на реке Вычегде (юго-восток Коми). Этот проект также не был осуществлен (то ли руки не дошли, а скорее всего - война помешала), следствием чего (в определенной степени) и является нынешний ощутимый дефицит энергоснаб- жения в регионе. Что же касается затеи с "перебросом рек", то она вновь возродилась на рубеже 70-80-х годов, но затем пришли "иные вре- мена" ...


Категория: Статьи о Вятлаге | Просмотров: 5683 | Добавил: АЛЕКС | Рейтинг: 4.5/13


Посоветовать материал
в соц. сети


Всего комментариев: 9
0
9  
papulay58 !Да с какой высоты,никого я не вразумлял,да и не собирался общаемся не более того,привет .

0
8  
х-rauИ спасибо вразумил, оно конечно с высоты виднее. Поживем увидим.

0
7  
papulay58 Привет,чего то ты вопросы адресованные Богу мне то задаешь,я не знаю для чего все это уважаемый.Знал бы, был бы Гуру какой нибудь.Пиночета вся Америка считает освободителем и проводником т.с. запада.Эмоции здесь не при делах,Вятлаг строился как Вятлаг тут все по моему ясно и понятно."мы готовы к тому чтобы нами правил Адольф Виссарионович Пиночет"это не ко мне а к готовым!

0
6  
х-rau , сдерживайте эмоции, кто жил в тех условиях и он знает и мы готовы к тому чтобы нами правил Адольф Виссарионович Пиночет иначе ...................мы гдето будем............. Ответь мне на вопрос - А конец света будет., али что . если да то для чего все это уважаемый

0
5  
После тех.работ на сайте стало все красивше,слов нет,а по теме ,все Сталин,Сталин,уж нет его давно,а все 1938год вспоминают.И бытово и геологически плохо расположен Соцгородок и болота и комары,но ведь как я себе представляю, строили то лагерь -лагерем и с этой точки зрения расположен Вятлаг практически идеально,что уж теперь костерить.И гвоздей и стройматериалов не хватало катастрофически,тем более в такой дыре,но жили работали,служили и не совсем плохо в 70-80гг Зато сейчас копни и "Боржоми"потекло.

0
4  
Пелес и Черная строились однозначно с середины 50-х, Бадья с начала 60-х, Чабис, Нюмыд с середины 60-х, а Крутоборка в конце 60-х ...

0
3  
ПОДСКАЖИТЕ КАГДА СТРОИЛИС ПОСЕОЛКИ ПЕЛЕС ЧЕОРНОРЕЧИНСК БАДЯ И ЧАБИС ТАМ СРАЗУ ПОЕВИЛИС ИСПРАВИТЕЛНЫЕ ПОСИЛЕНИЕ И В КАКОМ ГАДУ СПАСИБА

0
2  
Так вот такое сооружение и называли у нас палаткой.

0
1  
" Первые лагпункты ставились возле вновь построенной железной дороги зимой 1937/38 годов, причем некоторые - в палаточном варианте. ..." -меня в свое время удивила эта формулировка " ... в палаточном варианте". Вряд ли в то время были палатки, да еще и на такое количество народа, да еще и при наших морозах. У нас на сенокосе на бывшем 12 ОЛПе стояло такое сооружение: в землю вбивались два кола, расстояние между ними до 100 мм, на некотором удалении от них, метра 2-3 еще два, потом внутрь закладывались тонкие жерди - так и набиралась стенка. Крыша накрывалась лапником, при непогоде прятались от дождя, пару раз и ночевали там. Так что, скорее всего вот в таких "палатках" и жили первопроходцы "Вятлага" Отец в 46 году, сразу после войны, работал в ЧИСе и я помню его рассказы о тотальной нехватке стройматериалов. По крайней мере гвозди приходилось рубить из проволоки, а все крыши на домах крыли обыкновенной дранкой.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
   Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru      Яндекс.Метрика
Наверх