Сергей Болашенко. Верхнекамье. Пятая поездка. - 3 Ноября 2013 - Все о Вятлаге - ВятЛаг

14+
        НАРОДНЫЙ АРХИВ
                                 ВятЛаг
        

Мини профиль
Гость



Регистрация



Вторник, 15.10.2019

Меню сайта

Категории раздела

Наши именинники


ATLASMIRA(40), oleg(57), Catboymenjic(33), Blessexy(31), nadyasheidman(24), loli_pop(21)


Уголок общения

Перейти в глобальный чат


Статистика сайта

Всего пользователей: 1044



У нас новый участник!

olga_ezhik1959



Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Сегодня сайт посетили
Almat66, schniffer, kraus, krouhgton7722

Поддержать сайт




Друзья сайта
Верхнекамье     Рудничный


Одноклассники     ВКонтакте


Родная Вятка     Верхнекамский исторический музей



Мы будем рады
обменяться ссылками


Наша кнопка



Погода в Лесном

Праздники сегодня
Праздники сегодня

Наш опрос

Как Вы узнали о сайте?
Всего ответов: 243










Приветствую Вас, Гость · RSS 15.10.2019, 12:24

Главная » 2013 » Ноябрь » 3 » Сергей Болашенко. Верхнекамье. Пятая поездка.



03.11.2013 (+ФОТО)

Сергей Болашенко

Очередная поездка в Верхнекамье

Цель поездки:

1. добраться до заброшенной колонии Нырмыч-4 на Созимской узкоколейной железной дороге. Скоро линию на Нырмыч-4 могут разобрать.
2. Забрать номера газеты "Моё Верхнекамье" с многочисленными публикациями.
3. Зафиксировать негативные изменения в регионе "Вятлага".

Расстояния:

  • Москва - Киров через Нижний Новгород 898 км.
  • Киров - Нижний Новгород 456 км.
  • Киров - Верхнекамская 351 км.
Поезд Киров - Верхнекамская состоял из двух вагонов. В лучшие времена было до 15 вагонов! Двухвагонный поезд на огромное расстояние - явно "не жилец".
Первый вагон - плацкартный, платный для всех - 115 рублей вдобавок к обычной стоимости билета. Второй вагон - сидячий, мне бесплатен. Заполненность слабая. До Яра всего 3 остановки: Просница, Зуевка, Фалёнки.

Я понимаю, что двухвагонный поезд на такое расстояние, к сожалению, гонять невозможно. Лучше всего было бы открыть движение РА1 или РА2 от Яра до Верхнекамской, согласованное с электропоездом Киров - Яр. Да, это менее удобно - но лучше, чем полная или почти полная отмена движения, которая уже анонсирована!
Вятлаг
"Секретная" (по мнению сотрудников ФСИН) схема узкоколейной железной дороги, скопированная в 2008 году.

В Кирсе поезд в 03:07. Иду в центр города, сплю.
Здесь, в Верхнекамском районе, я в пятый раз. Предыдущие поездки:
сентябрь 1997 года ( http://n05.narod.ru/vv1998.html ),
май 2008 года, октябрь 2009 года,
сентябрь-октябрь 2011 года ( http://n05.narod.ru/poezdka2011viatlag.html ).

Около 9 часов - в редакцию газеты "Прикамская Новь". Журналист газеты "Прикамская Новь" Наталья Хитрова знала о моей деятельности. Я почему-то думал, что статьи моего авторства опубликованы в этой газете. Оказалось - в конкурирующем издании "Моё Верхнекамье" ( http://vk.com/myvkam ), с которым поддерживается связь.

Наталья Хитрова - автор многих краеведческих публикаций о Верхнекамском районе. Проживает в посёлке Рудничный, каждый день ездит на работу в Кирс, почти за 40 километров. Патриот родного района, не собирается отсюда уезжать. Хотя это трудная для жизни местность. Это почти крайний Север, 6 месяцев в году - беспросветная зима.

В газете я нашёл информацию о местном авиамаршруте Кирс - Камский, который появился в 2013 году. Маршрут сезонный, нерегулярный. Обслуживается самолётом АН-2. http://prikamka.ru/?p=860 - в Сети.
Местной авиации в Кировской области не было минимум 15 лет. Если рейсы будут и в следующем году - постараюсь воспользоваться.
В Камском, конечном пункте авиамаршрута, была узкоколейная железная дорога. Она разобрана, но обследовать надо. Я всегда совмещаю перелёты с исследованием железных дорог.
Дмитрий Гусаков помог мне уехать из Кирса в Созим. Он знал, что сегодня в городе находится глава администрации посёлка Созим Елена Косторная. Отмечу, что у администрации Созима есть официальный сайт: http://sozimskoe.ru
Работни газеты позвонил Е. Косторной, попросил довезти меня до Созима. В назначенное время прихожу к зданию районной администрации.

В легковой машине, кроме меня, было трое: Е. Косторная, ведущий специалист администрации Галина Николаевна Наговицына, и водитель (имя не узнал).

Дорога в плохом состоянии. Едем медленно, часто останавливаемся. Г.Н. Наговицына фотографировала особо глубокие ямы, которые много раз попадались на дороге. Эти фотографии будут отправлены в некие вышестоящие органы. Таким образом пытаются добиться ремонта.

Я решил найти в Созиме Михаила Закирова - владельца дрезины, который около месяца назад возил по узкоколейной железной дороге любителей железных дорог из Кирса ( http://denlog.trainzup.com/?p=3853 ). Лучше это делать утром. Ночую в заброшенном сарае.

Нахожу квартиру Михаила Закирова - одну из четырёх в одноэтажном бараке. Он был дома, отнёсся к моей деятельности хорошо. Но решил не ехать в лес, пригласил для поездки своего знакомого, по имени Павел. Поехали на дрезине, принадлежащей М. Закирову. Погода была ужасной, практически непрерывный дождь.

Главная станция в Созиме.
Главная станция в Созиме.
Мост через реку Нырмыч.
Мост через реку Нырмыч.
Тепловоз ТУ6А ведёт грузовой поезд.
Тепловоз ТУ6А ведёт грузовой поезд.
Разъезд у бывшего посёлка.
Разъезд у бывшего посёлка.


Вятлаг
Автор в охотничьей избе
Расстояние от депо в Созиме до крайней точки рельсового пути у Нырмыча-4 составляет 29,6 км (маршрут).

Ранее протяжённость одной только магистрали узкоколейной железной дороги составляла свыше 70 км. История: http://sbchf.narod.ru/15/sozim.html
На 17-м километре оставлен сцеп. Стоило немалых усилий протащить дрезину "в обнос".
Вятлаг
На 17-м километре
Вятлаг
Охотничья изба

Охотничья изба на станции Подгорная. Жизненно необходимое укрытие от дождя, мороза, насекомых. Является общественной, поддерживается в хорошем состоянии силами разных жителей Созима. Это типично для лесных регионов России.


Осматриваю вместе с Павлом заброшенный лагерный посёлок Нырмыч-4 и исправительную колонию.

Главная станция в Созиме.
Заброшенный штаб колонии Нырмыч-4.
Мост через реку Нырмыч.
Заброшенная колония Нырмыч-4.
Тепловоз ТУ6А ведёт грузовой поезд.
Нырмыч-4. Обжещитие (жилой барак) .

Нырмыч-4. Обжещитие. Главный вход.
Нырмыч-4. Обжещитие. Главный вход.
Нырмыч-4. Вид со второго этажа общежития.
Нырмыч-4. Вид со второго этажа общежития.
Нырмыч-4. Обжещитие.
Нырмыч-4. Обжещитие.
Нырмыч-4. Обжещитие.
Нырмыч-4. Обжещитие.
Нырмыч-4. Карантин.
Нырмыч-4. Карантин.
В заброшенной колонии забираю небольшой хабар.
В заброшенной колонии забираю небольшой "хабар".
Табличка на развалинах старого депо.
Табличка на развалинах старого депо.

На развалинах старого депо в Нырмыче-4 была найдена металлическая табличка.Когда-то она находилась на центральном депо в Созиме. С 1960-х годов до 1982 года здесь не было колонии, узкоколейная железная дорога принадлежала "вольному" Созимскому леспромхозу.
Табличка на развалинах старого депо в Нырмыче-4. В Нырмыче-4 есть ещё и новое депо, сохранившееся чуть лучше.
Скорее всего, табличка сделана в начале 1960-х годов. Я считаю её главной найденной здесь ценностью. Её бы - в музей, а не в металлолом...

В обратный путь. У 17-го километра снова "обнос" сцепа. Затем пропускаем грузовой состав, следующий под загрузку лесом. Немного беседую с заключёнными - машинистом и работниками, едущими в лес. Фотоаппарат, купленный немногим больше года назад, пришёл почти в полную негодность. Машинист был готов немного подождать, чтобы я сделал фотографии, но я так и не смог вернуть работоспособность фотоаппарату на 17-м километре.

Павлу я заплатил 1000 рублей. Для меня это разорительная сумма, но он её заслужил. В этот день ему пришлось немало намучиться с обносами дрезины, неоднократными разворотами и поездкой под дождём.
озим, депо.
Созим, депо. ТУ6П-0003.

Созим, депо. ТУ6П-0003, который здесь называют "автобус". Доставлен в 2005 году из Усть-Ваеньги.



В темноте иду по непролазной грязи к перекрёстку в центре посёлка Созим. Оттуда после 18 часов идёт рейсовый "ПАЗик" маршрута Лесной - Кирс. Мне нужно добраться до поворота на Верхнекамскую. Это 40 километров (без учёта короткого заезда в село Лойно). Но проезд 40 километров стоит... 97 рублей!!!

До 2010 года здесь курсировала пассажирская дрезина Гайно-Кайской железной дороги. Расстояние по разбитому асфальту 40 километров, а по железной дороге - 20 километров! В пути на дрезине - 30 минут, на позорном "ПАЗике" - полтора часа! Но движение дрезины отменено.

Бегом - от тёмного поворота до станции Верхнекамская. В темноте обхожу лужи глубиной по колено. Прибегаю к поезду Верхнекамская - Киров за 7 минут до отправления. Беру билет. К сожалению, сейчас здесь посадка - 3-5 пассажиров в сутки. Раньше было почти в сто раз больше.

Как и при отправлении из Кирова, поезд двухвагонный. Однако на этот раз оба вагона - плацкартные. Первый - с обязательной платой 115 рублей, предусмотрено бельё. Второй - считается общим.

До Кирова - в лежачем положении на верхней полке. Но в вагоне всю ночь ходят, разговаривают. По станции Яр - тотальная проверка билетов. Такие условия - не для меня. На холоде, но в спокойствии спать лучше, чем в плацкартном вагоне.

При отправлении из Верхнекамской в поезде, кроме меня, было один или два пассажира. Пустой вагон - самый комфортный. Но в этот момент я был переполнен чувством обозлённости и досады из-за жителей, переставших пользоваться поездом. Хотя поезд пока ещё курсирует здесь дважды в сутки - утром до Яра, вечером до Кирова.

Я сажусь в вагон - и читаю, не теряю время. Они же, с наступлением "эпохи поклонения автомобилю", считают нужным бездарно убивать своё время и здоровье на разбитом асфальте. Пассажиропоток снизился в десятки раз. К сожалению, отмена поезда - лишь вопрос времени.

Южнее Кирса пассажиров становится больше. Но всё равно недостаточно.
Примечательно также, что 10 процентов россиян (это огромное число!) имеют инвалидность, а значит - неограниченный бесплатный проезд в пригородных поездах. Казалось бы: надо пользоваться этим благом, одной из немногих "благодетелей", которую сохранило государство. Но - не пользуются! Если бы активно пользовались - было бы много пассажиров, не возил бы поезд воздух. Население провинциальной России безвылазно сидит по домам, что является очень нехорошим признаком.

Выезд со станции Верхнекамская в Киров в 20:18. На следующий день в 20:30 я оказываюсь во Владимире, преодолев на пригородных поездах 1058 км за сутки. Едва ли сейчас где-то проехать больше.




Категория: Пишут пользователи | Просмотров: 20797 | Добавил: АЛЕКС | Рейтинг: 5.0/3







Всего комментариев: 6
avatar
0
1 FIKSAG • 22:03, 03.11.2013
Молодец  Сергей  Болашенко......не  успел  просмотреть  видеоролик  Дениса  со многими  фотками  как  сразу  приехал , чтобы  повторить наш  путь  на  пионерке...спасибо  Сергей -отличный  материал  , хороший сказ - спасибо  отлично
avatar
0
2 САН • 23:32, 09.11.2013
А я, почему-то, представлял Сергея старше. Молодец! Можно соглашаться или нет с его выводами,
но надо отдать должное - человек одержим идеей и планомерно воплощает ее в жизнь.
avatar
0
3 FIKSAG • 10:40, 10.11.2013
Все правильно  CAH......плохо  одно -  он  одиночка  ,никогда  не при каких  условиях  он  не  возьмет  напарников  в свои  поездки  ( почему?  он писал  об этом  ранее)-возможно  он прав,но так или  иначе  его  наследие -объемные  труды -останутся  потомкам-а Сергея  можно  хвалить и приветствовать
avatar
0
4 yhhhhh • 20:19, 16.11.2013
Здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4590663
выложены все фотографии из поездки  в Кирс и Созим. 

Вместе с фотографиями из совершенно другой поездки http://n05.narod.ru/poezdka2013bkp.html .
avatar
0
5 yhhhhh • 22:29, 20.11.2013
Публикация в газете «Прикамская Новь» http://n05.narod.ru/pn2013.html
avatar
0
6 FIKSAG • 12:42, 21.11.2013
Спасибо raily.......у него  есть  своя  ветка  на  кирссити ....там  я  и прокомментировал  публикацию его поездки в районной  газете  ....хочется  еще раз  поблагодарить непоседу и волка  одиночку и пожелать ему  дальнейших  изысканий  и публикаций  в сфере  ж/д
avatar

 

   Rambler's Top100   Рейтинг@Mail.ru       Яндекс.Метрика